УДК 612.84/88

ДИАПАЗОН ЗНАЧИМЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ РЕЦЕПЦИИ: Лекция ¦ 3 (КВЧ-ТЕРАПИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКТОР ДИССЕМИНИРОВАННОГО ВНУТРИСОСУДИСТОГО СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ)*

И. В. РОДШТАТ**

В лекции ¦ 1 мы уже обсуждали вопрос о первичной или т.н. биофизической рецепции крайневысокочастотных электромагнитных колебаний (30-300 ГГц) низкой интенсивности, которые используются в качестве лечебного фактора. Обсуждение это было проведено на примере активности телец Руффини, демонстрирующей взаимосвязь биофизической и сенсорной рецепции, т.е. рецепции на уровне целого организма, и на примере белков теплового шока, реализующих взаимосвязь биофизической, т.е. первичной рецепции, и рецепции биохимической, т.е. рецепции на уровне отдельных клеток. Сейчас мы более подробно остановимся на собственно сенсорной и биохимической рецепции крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности. Начнем с того, чем мы закончили раздел лекции ¦ 1 о взаимосвязи биофизической и сенсорной рецепции на примере активности телец Руффини.

Итак, по всем расчетным данным, КВЧ-излучение низкой интенсивности значимо модулирует частоту спонтанных разрядов телец Руффини. Но тельца Руффини в основном концентрируются в области крупных суставов и на волосистой части головы. Мы избрали в качестве зоны лечебного облучения область плечевых суставов и вот почему. Во-первых, кожа в области крупных суставов (в данном случае плечевых) сильно гидратирована из-за складчатости коллагена, большого содержания здесь протеогликанов, а также значительной подвижки биологически активных веществ, в т.ч. гистамина, протеиназ и их ингибиторов, обусловленной избыточной концентрацией в проксимальных отделах конечностей тучных клеток. Избыточно гидратированная ткань, как известно, особенно интенсивно поглощает крайневысокочастотные электромагнитные колебания. Во-вторых, области крупных суставов совпадают в ряде случаев с зонами Захарьина-Геда и сегментарными точками акупунктуры, что обеспечивает адекватную адресацию лечебного воздействия в соответствующий больной орган. Предпочтительным в нашем случае, поскольку речь шла о лечении больных с инсультами, является выбор в качестве зоны лечебного воздействия области плечевых суставов. Как известно, здесь расположены зоны Захарьина-Геда для ряда органов грудной и брюшной полости. Более того, вегетативнорецепторная система плечевого сустава (и руки) проецируется на IV и VП грудные сегменты спинного мозга, откуда, в свою очередь, формируются вегетативно-эффекторные влияния на кровеносные сосуды вертебробазилярного бассейна. А это важно, поскольку головной мозг, по-видимому, не имеет зон Захарьина-Геда (по крайней мере, они пока надежно не установлены). Что же касается рефлекторной дуги лечебного воздействия, то в ней можно выделить несколько ключевых звеньев.

Так, важным пунктом переключения для афферентной импульсации от телец Руффини являются нейроны V и VI пластин по Рекседу. С первичными афферентами они связаны полисинаптически, интегрируя кожные, висцеральные и мышечные сигналы. От нейронов V и VI пластин формируются спиноцервикальный и спиноталамический тракты, однако указанные пути проводят в основном высокопороговую импульсацию. Кроме того, время индикации тактильного, болевого и температурного ощущений, имеющих прямое отношение к спиноцервикальному и спиноталамическому трактам, на один-два порядка меньше времени сенсорной индикации для крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности. Поэтому поступившая в нейроны V и VI пластин информация от телец Руффини по всем физиологическим канонам должна следовать в преганглионарные симпатические нейроны VII пластины. Хотя преганглионарные симпатические нейроны связаны моносинаптически со стволовыми структурами и полисинаптически с гипоталамусом, направление импульсации по этим путям не центростремительное, а центробежное, т.е. от центра к периферии. Кроме того, латентное время истинных ответов симпатических преганглионарных нейронов невелико и составляет всего 20-30 мс. Так что следующим пунктом переключения от телец Руффини информации о крайневысокочастотных электромагнитных колебаниях низкой интенсивности являются т.н. МИФ-нейроны (малые интенсивно флуоресцирующие). Они входят в состав вегетативных ганглиев, выделяя в их сосудистое русло и синаптические щели адреналин и норадреналин при своей ритмической активности. Эта ритмическая активность осуществляется с латентным периодом в 30 секунд и проявляется в модулирующем эффекте флуорофора (дофамина) на медленный возбуждающей постсинаптический потенциал, обусловленный ацетилхолином из преганглионарных симпатических волокон. Дальнейшим ориентиром при расчете рефлекторной дуги являются данные Н.П.Залюбовской о повышении у экспериментальных животных под влиянием крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности уровней адреналина и норадреналина в крови, а также адреналина в гипоталамусе.

Именно от МИФ-нейронов начинается гуморальная часть рефлекторной дуги лечебного воздействия крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности. Норадреналин, достигая с током крови сосудов головного мозга, проникает через гематоэнцефалический барьер в области гипофиза, вызывая при этом легкий спазм мозговых артериол. Тем самым приводятся в действие механизмы интрааксиальной катехоламинерической регуляции, связанной с функционированием норадренергических нейронов голубого пятна, которые оптимально соотносят церебральные микроциркуляцию и метаболизм. Поэтому сенсорная рецепция крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности завершается оптимизацией активности головного мозга за счет адекватного соотнесения его микроциркуляции и метаболизма. В отличие от норадреналина гематоэнцефалический барьер для адреналина непроницаем. Поэтому происхождение увеличенного уровня адреналина в гипоталамусе при КВЧ-воздействии не вполне ясно. По-видимому, норадреналин, преодолев в гипофизарной области гематоэнцефалический барьер и инициировав нейроны голубого пятна, которые иннервируют радиальные сосуды головного мозга, дает тем самым сигнал к выделению адреналина хромаффиноцитами и глиальными клетками гипоталамуса. Последнее обстоятельство достаточно надежно установлено в эксперименте. В свою очередь, адреналин, как хорошо известно, является лимитирующим фактором для секреции нейронами гипоталамуса кортикотропин-рилизинг-гормона, а тот определяет продукцию клетками аденогипофиза адренокортикотропного гормона (АКТГ). По данным разных авторов, время от момента появления в крови адреналина и норадреналина до появления в крови же АКТГ равняется 10-30 секундам. Таким образом, рассчитав рефлекторную дугу лечебного воздействия, мы получили неплохое соответствие между суммой латентных периодов ее нервной и гуморальной части (40-60 секунд) и временем индикации сенсорного ощущения при КВЧ-воздействии низкой интенсивности на кожу практически здоровых добровольцев (40-50 секунд), что было установлено Ю.А.Холодовым и А.А.Темновым, а затем подтверждено Н.Н.Лебедевой. О том, что увеличение уровня АКТГ под влиянием КВЧ-воздействия низкой интенсивности происходит реально, говорят экспериментальные данные Н.П.Залюбовской. В частности, ею отмечено повышение количества 17-ОКС* в крови на фоне снижения содержания аскорбиновой кислоты в коре надпочечников.

Переходя к вопросам биохимической рецепции КВЧ-воздействия низкой интенсивности, напомним одно из ключевых положений, прозвучавших в лекции ¦ 1. А именно, что воздействие происходит на стадии трансдукции, когда модулируется естественный гуморальный сигнал, проникающий в клетку. Такого рода физиологическое влияние реализуется через фосфолипиды плазматической мембраны клетки, и в нашем случае, по-видимому, достигается через некоторое ускорение их перекисного окисления. Основанием для этого суждения послужили экспериментальные данные В.Е.Андреева, О.В.Бецкого и др. Описанный эффект КВЧ-воздействия низкой интенсивности осуществляется путем изменения скорости диффузии субстратов и продуктов перекисного окисления липидов. Такая ситуация вполне возможна на уровне капиллярного русла, т.е. в системе микроциркуляции, где, например, в случае функциональной гиперемии, а следовательно, на фоне усиления процессов фильтрации - абсорбции, происходит облегчение диффузии в канальцах интерстиция. Температурный порог расширения кожных сосудов довольно низок и составляет всего 0,06оС, т.е. находится в границах миллиметрового радиоволнового нагрева тканей. По-видимому, такое воздействие осуществляется на венозную стенку, лейкоциты и фибробласты, поскольку они относятся к тканям типа В по Лабори, снабженным метаболическими блоками пентозофосфатного цикла, гликолиза и трикарбоновых кислот, а значит чувствительным, по данным Н.П.Залюбовской, к крайневысокочастотным электромагнитным колебанием низкой интенсивности. Напомним, что миллиметровые волны проникают в кожу при ее облучении на глубину до 1 мм, а микроциркуляторная система кожи начинает функционировать с уровня в 150 мкм, т.е. вполне доступна для непосредственного КВЧ-воздействия.

Рецепция крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности внутрикожной венозной сетью, по-видимому, сопровождается, исходя из данных Н.П.Залюбовской, интенсификацией пентозофосфатного цикла, что по всем физиологическим канонам должно приводить к изменению концентрации ионов калия. В свою очередь, калий, точнее его физиологически высокие концентрации в присутствии ионов кальция являются адекватным стимулом для нервных волокон, выделяющих вазоактивный интестинальный пептид (S.I.Said et al.), а возможно и для других нервных волокон, выделяющих иные нейропептиды. С другой стороны, известно, что сосуды кожи имеют тройную пептидергическую иннервацию: им сопутствуют волокна, выделяющие при адекватном раздражении нейротензин или эндогенный нейроплегик, вазоактивный интестинальный пептид и субстанцию Р. Выявлена и специфика пептидергической иннервации. Венозные сегменты микроциркуляторного русла кожи инневированы в основном волокнами, выделяющими нейротензин и вазоактивный интестинальный пептид, но вены, примыкающие к сосочковому слою кожи, могут иннервироваться волокнами, выделяющими субстанцию Р. Далее нейротензин и субстанция Р вызывают либерацию тучных клеток, т.е. выделение из них ряда физиологически активных веществ, среди которых гепарин или эндогенный антикоагулянт, гистамин и протеазы. Уровень гистамина в зоне либерации может вырасти в 30 раз. В ответ на выброс гистамина тучными клетками ткани продуцируют соматостатин, или эффективный ингибитор секреции слизистых, который в наше время является препаратом выбора при лечении кровоточащих язв желудка и 12-перстной кишки. В ответ на выделение протеаз макрофаги секретируют альфа2-макроглобулин, или второй по значимости фактор антитромбинового резерва, он является также мощным радиопротектором и значимым гуморальным фактором эндогенного противоракового контроля. То есть биохимическая рецепция крайневысокочастотных электромагнитных колебаний низкой интенсивности сопровождается выбросом физиологически активных веществ, нередко играющих роль эндогенных лекарств. Причем лечебный эффект в данном случае не зависит от локализации КВЧ-воздействия, так как микроциркуляторное русло распределено по поверхности кожи достаточно равномерно.

Проведя в клинике профессора В.А.Карлова через КВЧ-терапию более 180 больных с инсультами, мы получили в соавторстве с Ю.Д.Калашниковым и Л.В.Китаевой следующие результаты:

1. Курсовое КВЧ-облучение (десять лечебных процедур) на волне 4,9 мм области одного из плечевых суставов достоверно сопровождается у инсультных больных регрессом лабораторных признаков ДВС**-синдрома, т.е. исчезновением либо уменьшением в плазме крови фибриногена В и комплексных соединений мономеров фибрина;

2. Лечебный эффект КВЧ-терапии относительно лабораторных признаков ДВС-синдрома достоверно чаще наблюдается при облучении правого плечевого сустава, нежели при облучении левого плечевого сустава, поскольку в этом случае он не зависит от стороны поражения мозга;

3. Курсовое КВЧ-облучение левого плечевого сустава достоверно сопровождается регрессом лабораторных признаков ДВС-синдрома только в случае контралатерального расположения мозгового дефекта;

4. В целом на фоне традиционного лечения инсульта регресс лабораторных признаков ДВС-синдрома встречается в 1,5 раза чаще, если одновременно проводится КВЧ-терапия;

5. Курсовое КВЧ-облучение области одного из плечевых суставов у инсультных больных сопровождается достоверной тенденцией к снижению артериального давления до уровня должного и достоверной тенденцией к нормализации уровня глюкозы в крови, измененного в связи с сопутствующим сахарным диабетом или в связи с самим фактом сосудистой дисциркуляции в мозге.

Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови является неспецифическим общепатологическим процессом, наблюдаясь, по общепризнанным данным, при:

- септических состояниях;

- всех видах шока;

- травматичных хирургических вмешательствах;

- в случае всех терминальных состояний;

- при несовместимых переливаниях крови;

- в случае всех тяжелых форм акушерской патологии;

- опухолях, особенно при гемобластозах;

- деструктивных процессах в печени, почках и поджелудочной железе;

- термических и химических ожогах;

- аутоиммунных процессах;

- лекарственных аллергиях;

- обильных кроветечениях;

- затяжной гипоксии и др.

Что же касается различий лечебного эффекта КВЧ- терапии при облучении правой и левой половины тела, то, не вдаваясь в подробности, поскольку это может составить предмет специального сообщения, следует подчеркнуть следующее. Облучение левой половины тела миллиметровыми волнами низкой интенсивности адресуется преимущественно в правую гемисферу у здоровых добровольцев (Н.Н.Лебедева) и больных с инсультами (наши данные), а у экспериментальных животных сопровождается в лимфоузлах облучаемой стороны увеличением популяции долгоживущих лимфоцитов (М.Е.Гуревич), причем нарастание суммарной фосфатазной активности в митохондриях этих рециркулирующих малых лимфоцитов (безотносительно к КВЧ-воздействию) является благоприятным прогностическим моментом для инсультных больных, находящихся в терминальных состояниях (В.С.Мухаринская с соавт.). Параллельно, по-видимому, происходит увеличение антигенспецифической Т-клеточной реактивности, особенно в случае повреждения правой гемисферы. Эффект же, наблюдаемый при облучении миллиметровыми волнами низкой интенсивности правой половины тела, состоит у экспериментальных животных в увеличении популяции короткоживущих и обычно фиксированных в лимфоидных органах лимфоцитов и, с учетом наших клинических наблюдений, а также исследования здоровых добровольцев, объясняется более равномерной адресацией воздействия в оба полушария большого мозга. Следовательно, можно предположить, что КВЧ-модуляция активности головного мозга при облучении левой половины тела реализуется посредством и нервных, и гуморальных механизмов, причем в первом случае воздействие адресовано преимущественно в правую гемисферу, а во втором, т.е. при использовании гуморальных механизмов, воздействие адресовано в гипоталамус. КВЧ-модуляция активности головного мозга при облучении правой половины тела реализуется, в основном, посредством нервных механизмов, а воздействие более равномерно адресовано в оба полушария. Подробная аргументация обсуждаемых положений содержится в препринте автора "КВЧ-модуляция процессов функционирования и смерти корпоральных и мозговых тканей".

LECTURE 3RD (EНF-THERAPY AS A SIGNIFICANT THERAPEUTIC FACTOR OF DISSEMINATED INTRAVASCULAR COAGULATION)

I. V. RODSHTAD

Summary

In the lecture the author discusses sensory and biochemical receptions of low-intensity electromagnetic EНF waves.



Родштат Игорь Вениаминович, 1938 года рождения, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН. Автор более 100 научных работ по вопросам морфофункциональной организации мозга, диагностике и лечению состояний болезненной адаптации, нейрокомпьютингу. Является соавтором нового эффективного метода лечения ДВС-синдрома (диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови). Творческие интересы в настоящее время связаны с разработкой проблемы смерти мозга, фантомных эффектов, процессов симметризации и диссимметризации в мозге, функциональной ролью спинальных пластин Рекседа, эффектами лечебного облучения крупных суставов, механизмами плацебо. Член научного Совета РАН по физической электронике и Ученого Совета Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН по электромагнитобиологии. Врач-невролог с более чем 30-летним стажем работы в ведущих клиниках страны.