УДК 574.23;616-082

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКИХ КАТАСТРОФ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ю. И. Григорьев*, Л. Б. Истомина**, Е. Ю. Кочетова***, С. Н. Сафронов****

Резолюция ООН от 22 декабря 1989 г., объявившая 1990-2000 гг. десятилетием борьбы со стихийными бедствиями, сыграла большую роль в активизации появления в ряде государств медицинской службы быстрого реагирования. В связи с этим проблемы медицины катастроф внимательно изучаются и совершенствуются как на национальном, так и на местном (региональном, территориальном) уровне [1-4].

Отечественный и зарубежный опыт организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях свидетельствует, что в этом отношении сделано далеко не все, и усилия органов здравоохранения должны быть направлены на создание реально действующего управления силами и средствами медицины катастроф [5-7].

Важной особенностью отечественного здравоохранения в последнее десятилетие является всевозрастающая его технизация и автоматизация [8, 9].

В настоящее время особую значимость приобретает внедрение в систему здравоохранения новых медицинских технологий. В связи с этим одним из направлений, требующих радикальных перемен и совершенствования в медицине катастроф, является организация экстренной медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях (ЧС) с использованием компьютерных технологий и средств электронно-вычислительной техники.

Как известно, эффективность экстренной медицинской помощи (ЭМП) в целом определяется не только ее уровнем, но и созданием оптимальной и гибкой современной организационной структуры службы медицины катастроф (СМК). Поиски новых организационных форм управления подразделениями и учреждениями такой службы, рационального и объективного планирования ее сил и средств, путей повышения качества оказания ЭМП пострадавшему в очагах ЧС населению показывают жизненно важную необходимость создания автоматизированных информационных систем обеспечения центров экстремальной медицины (ЦЭМ) как основной структурной единицы медицины катастроф. На базе медицинской компьютерной сети такого центра возможно рациональное создание медицинских формирований и их материально-техническое снабжение, размещение и оптимальное использование сил и средств службы медицины катастроф при возникновении очагов ЧС. Поэтому внедрение компьютерной техники в ЦЭМ и другие подразделения территориальной службы медицины катастроф как одного из звеньев областного здравоохранения, повышение эффективности их деятельности является актуальной задачей существующей системы оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях [10-15].

В литературе деятельность центров ЭМП обсуждается в основном с точки зрения функционирования подразделений медицины катастроф и практически отсутствуют сведения по компьютерной поддержке организации на их базе единой уровневой системы ЭМП, оказываемой территориальной СМК. В связи с этим нуждается в анализе и экспериментальной проработке вопрос перераспределения медицинских ресурсов (сил и средств), что имеет непосредственное отношение к работе подразделений ЦЭМ и службы в целом по оказанию своевременной ЭМП пострадавшим при возникновении ЧС. Автоматизация организации и функционирования таких центров на основе их компьютеризации является существенным фактором в развитии СМК, обуславливающим новую стратегию оказания ЭМП. При этом предлагается проводить разработку и совершенствование организационных структур, форм и звеньев такой службы, используя комплексный подход к управлению, планированию и оказанию ЭМП с применением средств электронной автоматизации. Внедрение новых и усовершенствованных технологий в деятельность службы медицины катастроф требует дальнейшего проведения графоаналитического моделирования и разработки алгоритмов планирования, управления, обеспечения, снабжения, оказания различных видов ЭМП, контроля их качества и эффективности при ликвидации медицинских последствий ЧС [8, 16-20].

Учитывая изложенное, представляет значительный интерес и актуальность поиск оптимальных для современных условий организационных технологий и функциональных моделей взаимодействия подразделений и учреждений территориальной службы медицины катастроф, автоматизированно-информацион-ного обеспечения управления, планирования мероприятий и осуществления оперативной деятельности ЦЭМ и других подразделений службы, которые в конечном итоге определяют степень эффективности оказания ЭМП населению в чрезвычайных ситуациях.

Целью работы является совершенствование организации экстренной медицинской помощи населению Тульской области в чрезвычайных ситуациях с использованием автоматизированной информационной системы управления и связи.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучение аварийно-опасных объектов и прогнозирование возможных вариантов ЧС, характеристика медико-тактической обстановки на территории области при различных катастрофах.
  2. Изучение организации оказания экстренной медицинской помощи населению области при возникновении и ликвидации медицинских последствий ЧС мирного времени и разработка путей ее совершенствования с применением математического анализа и моделирования.
  3. Разработка и внедрение моделей автоматизированно-информационного обеспечения подразделений областной службы медицины катастроф.
  4. Формирование информационной базы данных на ЭВМ для планирования мероприятий по оказанию ЭМП при катастрофах.
  5. Разработка моделей и алгоритмов взаимодействия областной службы медицины катастроф в ЧС с медицинскими и другими заинтересованными службами и ведомствами, расположенными на территории области.

Для решения поставленных задач нами организованы и проведены комплексные исследования организационной структуры территориальной службы медицины катастроф и эффективности оказания экстренной медицинской помощи населению Тульской области при чрезвычайных ситуациях, осуществлены разработка, совершенствование и внедрение модели единой автоматизированной информационной системы управления службой как единого структурного подразделения областного здравоохранения на базе центра экстремальной медицины и медицинского компьютерного центра.

При выполнении данной работы проанализированы различные источники информации, характеризующие организационно-методические и правовые основы деятельности службы медицины катастроф и уровень оказания ЭМП населению области в последние годы: статистические материалы, нормативно-учетная документация, приказы, постановления, распоряжения и рекомендации, статистические таблицы, полученные в результате обработки данных на ЭВМ.

В работе применен широкий спектр методов исследования и графоаналитического моделирования, а также натурный эксперимент. Кроме того, нами использован вариант автоматизированного анализа, в рамках которого совмещаются алгоритмы построения функциональных моделей организации и компьютерного обеспечения службы медицины катастроф, ЦЭМ и других ее подразделений и учреждений, их взаимодействия и взаимосвязи в ЧС с медицинскими службами МО и иных ведомств, расположенных на территории области. Получены и проанализированы данные, характеризующие эффективность предлагаемой модели автоматизации организационно-технологической структуры службы медицины катастроф.

Как известно, Тульская область является одной из ведущих среди административных территорий РФ по концентрации промышленных предприятий, особенно использующих в технологических циклах сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Согласно классификации административно-территориальных единиц область относится ко 2-й степени химической опасности. Она насчитывает 6 химически опасных городов и 7 районов. Ряд городов относится к 1-й степени химической опасности.

Именно эти обстоятельства делают особенно актуальной для органов здравоохранения Тульской области проблему целенаправленного становления и совершенствования всех инфраструктур службы медицины катастроф, предназначенных для оказания ЭМП пострадавшим, повышения готовности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) к работе в условиях ликвидации медицинских последствий ЧС различного характера и происхождения.

Необходимость создания такой службы в составе территориального здравоохранения стала особенно очевидной после техногенной аварии на одном из предприятий Ленинского района области, в результате которой 24 пострадавших с острыми отравлениями хлором были доставлены в пульмонологическое и реанимационное отделения Тульской областной больницы [21].

В последнее десятилетие здравоохранением области совместно с территориальным штабом ГО проведен ряд специальных исследовательских учений в химически опасных городах и районах, а также в масштабе всей территории.

Анализ результатов подготовки и проведения учений позволил наметить пути поиска способов организации служб и учреждений территориального здравоохранения для оперативного реагирования на внезапно возникающие аварии и катастрофы техногенного характера.

Итогом этой работы явилась разработка предложений по реорганизации органов управления, формирований медицинской службы гражданской обороны (МСГО), дежурных медицинских смен ЛПУ, по созданию бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности (СМБ ПГ) и др.

Указанные предложения были утверждены приказом облздравотдела ¦ 8 от 12.06.89 г. "Об организации медицинской помощи населению области при авариях и катастрофах в мирное время".

Таким образом, к моменту появления приказа Министерства здравоохранения РФ о создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС (¦ 192 от 14.06.90 г.) органы здравоохранения Тульской области оказались ближе других к его практическому выполнению.

Так, 24.10.90 г. приказом облздравотдела ¦ 67 объявлено о создании на базе органов управления и ЛПУ основных инфраструктур службы экстренной медицинской помощи (в дальнейшем - служба медицины катастроф), утверждена организационная структура областного центра экстремальной медицины. Первоначально в их состав вошли группа управления от облздравотдела (с 1994 года - областной Департамент здравоохранения) и отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи от областной больницы. Затем в их состав введены Тульская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП), специализированные медицинские бригады от городской больницы скорой медицинской помощи им. Н.А.Семашко (г.Тула), областной психиатрической больницы, областной станции переливания крови, областного бюро судебно-медицинской экспертизы, областного Центра госсанэпиднадзора, объединений "Фармация" и "Медтехника".

В последующем потенциал службы увеличен за счет организации 4 филиалов областного ЦЭМ в городах Алексин, Щекино, Ефремов и Новомосковск, что позволило создать единую территориальную уровневую систему для оказания ЭМП населению области.

В настоящее время общее управление службой медицины катастроф возложено на заместителя директора областного Департамента здравоохранения, возглавляющего отдел медицины катастроф. Учитывая внезапный характер возникновения техногенных аварий и катастроф и связанную с этим необходимость повышения медицинской готовности, прежде всего органов управления здравоохранением области, из числа заместителей директора Департамента, главных врачей и ведущих специалистов областных ЛПУ стали назначаться ответственные дежурные. Это существенным образом повысило готовность дежурно-диспетчерской службы ЦЭМ, что позволяет оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию и классифицировать сообщения о возникшей ЧС, а на основании полученной первичной информации производить оценку вероятной медицинской обстановки в очаге.

В дальнейшем на основании анализа материалов, полученных в ходе проведения серии учений и областных штабных тренировок с руководящим составом службы, составлены инструкции, функциональные обязанности должностных лиц, разработаны и введены в действие временные нормативы по некоторым вопросам организации и оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации, разработаны и направлены в районные (городские) ЛПУ уточненные данные общей и вероятной медико-тактической обстановки в предполагаемых очагах, зонах, районах ЧС.

Возможности органов управления силами и средствами службы на городском, районном и областном уровне существенно улучшились с момента получения права на ведение внеочередных телефонных разговоров по паролю "Бедствие". Сроки передачи информации о чрезвычайных ситуациях и дорожно-транспортных происшествиях при этом сократились в несколько раз.

Началом целенаправленной подготовки руководящего состава органов и учреждений здравоохранения, областного Центра госсанэпиднадзора, объединения "Фармация", станций (отде-лений) скорой и неотложной медицинской помощи, членов СМБ ПГ, входящих в состав службы, следует считать организацию и проведение циклов усовершенствования врачей по вопросам организации экстренной медицинской помощи в ЧС с учетом положений Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.).

В этих занятиях принимали участие главные специалисты областного Департамента здравоохранения и областного Центра госсанэпиднадзора, специалисты Центра экстремальной медицины.

Полученные на этих циклах знания и накопленный к этому времени опыт работы СМК трансформированы для медицинского персонала ряда областных и городских (районных) станций скорой и неотложной медицинской помощи, а также лечебно-профилактических учреждений, входящих в структуру территориальной СМК.

Сложившаяся к настоящему времени организационная структура службы медицины катастроф в Тульской области позволяет оперативнее реагировать на возникающие чрезвычайные обстоятельства и ситуации. Этому в определенной мере способствует разделение территорий области на оперативные зоны ответственности, каждая из которых закреплена за одним из филиалов областного ЦЭМ.

В основу такого деления территорий области положено два обстоятельства, конечной целью которых является приближение квалифицированной медицинской помощи к местам наиболее вероятных очагов массового поражения в химически опасных городах (районах) и сокращение таким образом "фазы изоляции" и сроков оказания медицинской помощи.

На основании результатов проведенных исследований разработаны организационные мероприятия для выполнения программы автоматизированного обеспечения областного центра экстремальной медицины и службы медицины катастроф в целом, включающей накопление банка данных о потенциально опасных по ЧС объектах на территории области. Прежде чем приступить к их реализации, проведено изучение проблемы и моделирование ситуаций в соответствии с методикой территориального планирования.

Анализ полученного материала позволил установить, что организация единой уровневой системы областной службы медицины катастроф с использованием компьютерной технологии обеспечивает не только оптимальное управление и планирование медицинского обеспечения, но и современное эффективное оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему в ЧС населению на всех этапах эвакуации, что наиболее важно.

Разработанные организационно-функциональные модели структуры и компьютеризации территориальной СМК позволяют технологически увязать все звенья оказания ЭМП - от первой медицинской и врачебной помощи в районе ЧС до квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЦРБ, ТМО, МСЧ и ЛПУ областного уровня, в единую целостную систему.

Существенным разделом исследования является изучение и оценка деятельности ЦЭМ и службы медицины катастроф области в целом на основе автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) "ЭМП". Нами уделено большое внимание организации автоматизированно-информационного обеспечения управления и связи подразделений и учреждений службы медицины катастроф и путям его дальнейшего совершенствования.

Внедрение в систему ЦЭМ, особенно в такие его основные функциональные структуры, как станции скорой и неотложной медицинской помощи, станции переливания крови, лечебно-профилактические учреждения областного, городского и районного уровня, подразделения медицинского обеспечения и спецмедснабжения и др., средств электронно-вычислительной техники, входящих в единую медицинскую компьютерную сеть здравоохранения области, способствует оптимизации, повышению оперативности, качества и эффективности оказания ЭМП населению территории в ЧС.

Технической средой комплекса является распределенная вычислительная сеть, где в качестве узлов используются локальные вычислительные сети (ЛВС) или отдельные персональные компьютеры (РС) и ЭВМ (ПЭВМ), а в качестве средств коммуникации - коммутируемые или выделенные телефонные каналы связи. Функционирование программного комплекса АИУС - "ЭМП" территориальной службы медицины катастроф осуществлено на базе персональных компьютеров типа IBM PC/AT, связанных в ЛВС с выходом в региональный домен-сервер областной медицинской компьютерной сети MedNet.

В ходе работы определен ряд базовых систем, внедрение которых является безусловно необходимым условием автоматизации деятельности областного ЦЭМ и его филиалов: сетевое программное обеспечение, система ведения документации и АРМ специалистов службы, система сбора и анализа статистической отчетности, электронная почта и др.

Показатели эффективности АИУС - "ЭМП" в ЦЭМ условно разделены на медицинские и экономические. К ним отнесены следующие:

- возможность введения безбумажной технологии, накопление банка (регистра) медико-биологических данных о населении прогнозируемых очагов ЧС, о пострадавших при авариях и катастрофах на территории области, унификация и распечатка материалов, информации и заключений, машинная диагностика (экспертные системы ЭВМ), моделирование деятельности различных звеньев службы, алгоритмизация рекомендаций и принимаемых планов и решений по оказанию ЭМП на этапах эвакуации и т.д., что значительно (в среднем в 1,6 раза) сокращает традиционные затраты времени медицинского персонала;

- строгий учет пострадавших в очаге ЧС, оперативность доступа к информации о любом из них при сокращении времени ее поиска (в среднем в 1,9 раза).

Все это обеспечивает интенсификацию процесса оказания ЭМП населению в ЧС и значительно повышает ее качество.

На основании полученных данных сделан вывод, что медицинская и экономическая эффективность функционирования АИУС территориальной службы медицины катастроф тесно связаны между собой. Применение АИУС - "ЭМП" в службе медицины катастроф способствует оптимизации управления и объективного планирования, оперативному оказанию современных видов экстренной медицинской помощи пострадавшему в ЧС населению на этапах эвакуации с учетом взаимодействия и взаимосвязи всех звеньев ЛПУ здравоохранения области, медицинских и вспомогательных служб МО и других ведомств.

Одним из важных разделов работы являются исследования, посвященные анализу и оценке результатов деятельности ЦЭМ, его подразделений, ЛПУ, входящих в систему областной службы медицины катастроф, на основе автоматизированной поддержки их деятельности. В связи с этим большое место уделено вопросам обоснования графоаналитического моделирования критериев управления и планирования взаимодействия структур ЦЭМ и службы в целом, алгоритмизации управляющих решений и рекомендаций по осуществлению рационального и оптимального функционирования всех звеньев медицины катастроф, а также применению математических методов при анализе результатов деятельности ЦЭМ, его филиалов и подразделений, лечебно-профилактических учреждений по оказанию ЭМП пострадавшим в ЧС мирного времени.

Проведенный анализ полученных данных позволил установить, что в настоящее время в составе областной СМК имеются достаточные силы и средства быстрого реагирования, оперативно решаются вопросы организации оказания ЭМП на различных этапах. Среди наиболее значимых из них необходимо в первую очередь отметить следующие моменты:

- реорганизация повседневного управления, способного к немедленному, в течение первых часов, приему и распознаванию входящей информации, наличие у дежурно-диспетчерской службы компьютерной, телефонно-телетайпной, факсной и модемной связи, в том числе права на внеочередное ведение телефонных переговоров по паролю "Бедствие";

- реальная готовность к немедленному выезду в очаг ЧС бригад станций скорой и неотложной медицинской помощи (в течение первых 3-7 минут с момента получения распоряжения);

- готовность СМБ ПГ к выезду (вылету) в ЛПУ и учреждения госсанэпиднадзора, расположенные в районе бедствия (в рабочее время - в течение 20-30 мин., в нерабочее - до 1,5 часов);

- достаточная для начального развертывания сил быстрого реагирования материально-техническая база;

- наличие в областном ЦЭМ и его филиалах текущих запасов медикаментов и средств индивидуальной защиты, а также возможность использования в этих целях подвижных аптечных автолетучек областного ПО "Фармация", неснижаемого запаса медикаментов, хранящихся в ЦРБ, специальных резервов медикаментов и медицинского имущества областной базы спецмедснабжения;

- периодическое проведение обучения и тренировок дежурных медицинских сил быстрого реагирования, в ходе которых совершенствуются организационные, медико-тактические и специальные (по профилю медицинской специальности) приемы оказания ЭМП.

В связи с изложенным следует отметить, что предлагаемая организационно-функциональная модель региональной службы медицины катастроф с использованием средств электронно-вычислительной техники и компьютерных технологий позволила повысить в целом готовность органов управления, медицинских и вспомогательных сил и средств областного здравоохранения к адекватным оперативным действиям по оказанию всех видов экстренной медицинской помощи населению в случае возникновения крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этому в определенной мере способствовала целенаправленная, интенсивная деятельность отдела медицины катастроф и областного Центра экстремальной медицины департамента здравоохранения администрации Тульской области.

Оценивая деятельность разработанной нами и внедренной в практику здравоохранения территории единой системы автоматизированного информационного обеспечения службы медицины катастроф на базе регионального медицинского компьютерного центра, можно сделать вывод о значительной эффективности ее функционирования в процессе организации управления подразделениями СМК, планирования и оказания ЭМП населению Тульской области в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемые принципы и методы, а также правовые основы создания такой системы могут быть, на наш взгляд, использованы в организации и деятельности аналогичных служб и центров экстренной медицинской помощи в других регионах страны.

Литература

  1. АПЕЛЛ - осведомленность и подготовленность к чрезвычайным ситуациям на местном уровне. Система действий при промышленных авариях (Программа ООН по окружающей среде) // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИНИТИ, 1991. - Вып. 5. - 96 с.
  2. Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях: Обзор литературы // Вопросы экономики. - 1992. - ¦ 1. - С. 68-73.
  3. Спичев В.П., Шолохов В.М. Организация и функционирование системы медицинского обеспечения при ЧС в США // ЦЭМПИНФОРМ. - М., 1995. - ¦ 1 (7). - С. 32-38.
  4. Шолохов В.М., Никонов В.О., Юрышев П.Н. Канадская экспертная система по организации действий в экстремальных ситуациях "Hermes" // Медицина катастроф. - 193. ¦ 1 (3). - С.61-68.
  5. Варава Б.Н. Проблемы и перспективы катастроф в Российской Федерации // Проблемы формирования безопасной среды обитания человека, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и роль Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных сиуациях в их решении // Матер. I-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Суздаль, 25-27 мая 1993 г. - м.: ГКЧС России, ВНИИ ГОЧС, 1993. - С. 53-56.
  6. Клингширн Х. Организация, задачи и структура защиты при катастрофах и стихийных бедствиях в ФРГ // Медицина катастроф. - 1992. - ¦ 1. - С. 17-22.
  7. Теряев В.Г., Бурдаков Н.И., Блохин А.Н., Черноплеков А.Н. Крупные производственные аварии: медицинские аспекты. - М.: МИИП "Пролог", 1992.
  8. Хромушин В.А., Тимонин В.М., Хадарцев А.А. и др. Создание медицинской компьютерной сети России // Вестник диагностики и новых медицинских технологий. - Тула, 1993. - ¦ 1. - С. 24-27.
  9. Filatov B. Computer technology in diagnosing chemical potsoning // The 1991 FUROTOX Congress: Book of abstracts. - Maastricht. The Netherlands, 1991. - P. 29.
  10. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях // Медицина катастроф. - 1992. - ¦ 2. - С. 43-52.
  11. Камышенко И.Д., Кипор Г.В., Кощеев В.С., Немцев А.Н. К проблеме организации службы экстренной медицинской помощи Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях // Медицина катастроф. - 1992. - ¦ 1. - С. 6-10.
  12. Концепция организации ЭМП населению в ЧС // ВНИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. - М., 1991. - С. 10-11.
  13. Мешков В.В., Рябочкин В.М. О медицине катастроф и ее практической основе - службе экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях // Медицина катастроф. - 1993. - ¦ 1 (3). - С. 107-110.
  14. Мякоткина И.Я., Курочкина И.Е. Структура медицинского обеспечения чрезвычайных ситуаций невоенного характера // Здравоохранение Российской Федерации. - 1991. - ¦ 9. - С.14-15.
  15. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях // Монография. Под ред. Проф. В.В.Мешкова. - М.: Медицина, 1991.
  16. Витер Н.Ф., Саськова Е.М. Проблема организации информационного обеспечения управления здравоохранением // Советское здравоохранение. - 1990. - ¦ 10. - С. 3-5.
  17. Лобанов А.И. Анализ состояния и организации работы службы медицины катастроф территорий Российской Федерации и пути ее совершенствования // Избранные вопросы медицины катастроф / Сб. статей. Под ред. В.М.Рябочкина. - М.: РМА, 1994. - С. 56-73.
  18. Моделирование в управлении здравоохранением // Сб. науч. тр. / Под ред. Прф. С.А.Гаспаряна. - М., 1990.
  19. Щаренская Т.Н., Лагутин А.С. Автоматизированная информационно-справочная система для службы экстренной медицинской помощи г.Москвы // ЦЭМПИНФОРМ.- М.- 1995, ¦ 1 (7).- С. 29-32.
  20. Volovich V. Survival medicine: tasks and perspectives // Journal of Wilderness Medicine. - 1992. - Vol. 3. - P. 256-259.
  21. Хадарцев А.А., Пуганов В.А. Клинико-лабораторная симптоматика острых ингаляционных поражений хлором // Терапевтический архив.- 1992.- Т.54, ¦4.- С. 102.

 

Organizational Principles for the Perfection of the Activity of the Regional Service of Catastrophes Medicine in Emergencies

Yu. I. Grigoriev, L. B. Istomina, E. Yu. Kochetova, S. N. Safronov

Summary

The authors demonstrate, that computer-aided technologies involved in an organizational-fuctional model of the regional service of Catastrophes Medicine raise the readiness of the service to render any urgent medical assistance in such cases as major accidents, catastrophes and natural calamity.

 

Григорьев Юрий Иванович, 1942 года рождения. В 1966 г. окончил лечебный факультет Владивостокского государственного медицинского института, а в 1975 г. - аспирантуру при 2-м МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. Доктор медицинских наук, профессор, академик Академии медико-технических наук, член редколлегий ряда научных журналов, автор более 200 научных трудов. Последние 12 лет занимается преподавательской работой: с 1993 г. - профессор кафедры "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" Тульского государственного педагогического университета. В настоящее время является заведующим кафедры специальных клинических и медико-биологических дисциплин медицинского факультета ТулГУ. Основные направления научной деятельности: социальная медицина, организация и информатизация здравоохранения, медицинское право, медицина катастроф, экология человека и безопасность жизнедеятельности, санитарная бактериология и санитарно-пищевая микробиология, медицинские технологии, валеология и пр. Член двух диссертационных советов.

Истомина Лариса Борисовна, кандидат медицинских наук, доцент. В 1963 году окончила педиатрический факультет 2-го Московского государственного медицинского института имени Н. И. Пирогова. С 1977 г. по 1996 г. работала доцентом кафедры "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" Тульского государственного педагогического университета. С 1994 г. - директор Тульского регионального филиала Российской правовой академии МЮ РФ, профессор кафедры специальных дисциплин. Является соискателем докторской степени, подготовила диссертацию по проблемам и вопросам медицинского права. Автор 52 опубликованных научных работ. Область научных интересов: медицинское право, международное гуманитарное право, валеология.

Кочетова Елена Юрьевна в 1989 году окончила педиатрический факультет Смоленского государственного медицинского института, работала врачом-педиатром. С 1993 г. работает заведующей оргметодотделом Тульской областной станции переливания крови. Область научных и практических интересов: организация и совершенствование деятельности территориальной службы крови, автоматизация управления подразделениями СПК, медицина катастроф, валеология. Автор нескольких научных публикаций.

Сафронов Станислав Николаевич, 1946 года рождения. Заместитель директора Департамента здравоохранения администрации Тульской области. Координирует проведение мероприятий по медицине катастроф в Тульской области. Автор ряда публикаций по данной тематике. Кандидат медицинских наук.